Вы жалуетесь на выросшую в цене картошку?

Гости петербуржского форума вынуждены давиться салатами за полста тысяч.

YKeuPolitico
5.4k Просмотрено
3 мин. читать

В целом выступление Путина на петербуржском форуме неожиданностей не принесло. По его мнению, все хорошо, а если где-то что-то и есть, то волнений по этому поводу нет и быть не может. Уверенная поступь, небывалый рост, первое место в Европе.

По факту это означает, что оценка действующей модели экономики, которая перестала генерировать развитие уже почти двадцать лет назад, остается прежней — ничего менять не нужно.

То, что экономика так и осталась сырьевой, а значит — находится в самом низу пищевой цепочки мировой экономики, не учитывается. Более того — путем крайне примитивных манипуляций доказывается, что она перестала быть сырьевой, так как теперь доля нефтегазовых доходов существенно снизилась.

То, что эта доля снизилась по понятной причине утраты колоссального европейского рынка, в расчет не принимается. То, что национальное достояние Газпром фактически банкрот и поддерживается исключительно за счет бешеного роста тарифов внутри страны, то, что экспорт нефти продолжается в сыром непереработанном виде, да еще и по серым схемам — это не свидетельство перехода на несырьевую модель, это лишь свидетельство системных проблем в ключевой сырьевой экспортной отрасли. Логично, что ее доля падает — с такими-то прблемами…

Почему нет запроса на новую модель, говорено не раз. Рентная азиатская модель экономики приводит к тому, что правящая знать, сидя на одном типе ренты, не способна без утраты власти сменить ее. Утрата власти ведет к утрате собственности в силу отсутствия гарантий прав собственности. Поэтому Путин, выступая от лица и имени этой знати, не может ставить вопрос о смене модели развития — тем самым он поставит знать перед выбором: добровольно сходить со сцены или найти нового лидера, который гарантирует ей «стабильность». Да Путин, в общем-то, и не ставит этот вопрос — он плоть от плоти именно этой правящей страты.

Для страны это означает то, что мы реально видим за окном — стагнацию. И отставание в развитии от ведущих стран. Которое увеличивается с каждым годом. Чтобы развиваться, нужно иметь ресурс развития, а нежизнеспособная модель генерировать такой ресурс не в состоянии.

Всё остальное — и агрессивная внешняя политика, и внутренний террор против населения — это следствие сложившегося положения вещей. Удержание власти требует поддержания нежизнеспособной модели экономики, а значит — ухудшения жизни населения и все более свирепого контроля над ним. Что и требует введения все более жесткого террора в отношении него. Ну, а ресурсы на поддержание этой стабильности пытаются найти там же, где и в старые добрые времена — путем внешней экспансии. Это бег по кругу, вся российская история за редкими периодами — это именно стагнация и удержание «стабильности» любой ценой. Только бы не развитие, которое попросту опасно.

В этом смысле нынешняя российская знать ничем не отличается от всех предыдущих поколений, которые точно так же заводили страну в тупик, из которого затем приходилось выбираться очень тяжело, с огромными потрясениями и никогда не до конца, так как огромный пласт накопленных проблем попросту не давал «расшить» их все.

Поделиться статьей